Военные флотилии

Грандиозные масштабы и напряженность Отечественной войны, опасность, угрожавшая Советскому Союзу и проникновение врага в глубь территории нашей Родины, вызвали к жизни формирование морских, озерных и речных флотилий там, где их не было в мирное время, a также вынудили усилить те флотилии, которые существовали до войны, но не отвечали по своему составу новой, необычной обстановке.

Эта большая организационная работа потребовала дополнительного напряжения тех флотов, из которых пришлось выделять кадры, и центральных органов Наркомата Военно-Морского Флота, на которые легла забота о формировании, организации, подготовке и снабжении флотилий всем необходимым для ведения современной войны.

Боевая деятельность флотилий, естественно, была и остается полностью связанной с операциями Красной Армии на соответствующих направлениях.

- Азовская военная флотилия

Эту флотилию пришлось формировать в то время, когда германские части начали выходить через Нижний Днепр в Северную Таврию к берегам Азовского моря. Ожесточенная “москитная” и воздушная война развернулась на тех самых плесах, где революционным черноморцам уже приходилось драться во время гражданской войны, решая те же задачи обеспечения приморского фланга армии под Мариуполем, Таганрогом и на подходах к Ростову. Но на этот раз враг оказался сильнее, а обстановка сложнее, так как без авиации уже нельзя было выполнить ни одной задачи. Противник перебросил по железной дороге через Геническ (а позже через Мариуполь) большое чисто секций двухкорпусных самоходных понтонов, использование которых вполне отвечало условиям этого района театра (мелководье, небольшие расстояния). Кроме того, на Азовском море в широких масштабах развернулись воздушная и минная войны с применением самых современных магнитно-акустических мин.

Действуя смело и активно, Азовская флотилия все время держала инициативу на море в своих руках.

- Амурская военная флотилия.

Созданная в грозном 17-м, флотилия выполняла задачу по охране государственной границы Страны Советов на Дальневосточном театре военных действий. В 1945-м вместе с частями 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов участвовала в овладении рядом опорных пунктов японцев и городов Маньчжурии.

- Беломорская военная флотилия.

Охрана больших водных районов от подводных лодок противника, предохранение от мин и защита от немецких самолетов одиночных транспортов и конвоев являются основным содержанием боевой деятельности беломорцев. Кроме того, Беломорская флотилия осуществляла и обеспечивала большие войсковые переброски по внутренним морским коммуникациям, когда это требовалось обстановкой.

Если Северный флот пользовался преимуществами круглогодового плавания на чистой воде, то деятельность Беломорской флотилий затруднялась сезонными осложнениями ледовой обстановки. Последняя не только замедляло темп движения проводки конвоев и ставило их в зависимость от числа и мощности ледоколов, но и делало исключительно трудной борьбу с минами и авиацией. Только подводные лодки не могли действовать в условиях сплошного льда; они обычно подстерегали советские караваны на кромке ледяных полей.

Противник, изыскивая слабые места в системе нашей морской обороны, настойчиво действовал подводными лодками, авиацией и минами в самых отдаленных полярных районах в которые он мог проникать. Поэтому работа Беломорской флотилии была очень напряженной.

Кромe того, на этом театре имели место отдельные попытки проникновения германских надводных рейдеров в зону действия Беломорской флотилии. Все они, однако, оказались совершенно безуспешными. И наконец, в отличие от остальных флотилий (кроме Каспийской), Беломорская флотилия не сумела показать степень своей подготовленности к тактическому взаимодействию с частями фронта, ибо на суше противнику, несмотря на все потуги, так и не удалось пробиться к Белому морю, и в частности на Кандалакшском направлении.

- Волжская военная флотилия

На величайшей русской реке — Волге — в мирное время и в первый период войны, конечно, не было никакой военной флотилии или каких-либо учреждений флота. Волжский район был тем самым советским тылом, промышленным, колхозным и транспортным, благодаря патриотизму и трудовому напряжению которого Красная Армия и флот могли оказывать стойкое сопротивление вторгающемуся врагу и успешно наносить ему контрудары.

Ряд крупнейших заводов и оборонных предприятий, расположенных на берегу Волги, и громадные сельскохозяйственные районы, прилегающие к ней, сами по себе были для врага ценными объектами, но со стратегической точки зрения более крупное значение Волга имела как важнейшая водно-транспортная магистраль. Еще в мирное время эта река играла большую роль в народнохозяйственном плане советского государства, частично разгружая железнодорожный транспорт и осуществляя обменный грузооборот бакинской и эмбинской нефти, пшеницы Поволжья, лесоматериалов северных районов и продукции приволжских заводов-гигантов, расположенных в Сталинграде, Саратове, Куйбышеве, Ярославле, Казани, Горьком, Сормове. Благодаря таким судоходным притокам, как Кама и Ока, и наличию каналов, как Волга — Москва и Мариинская система, транспортное значение Волги в военное время возросло во много раз.

Немецкое командование это отлично знало. Вот почему, как только основные аэродромы германской авиации достаточно подвинулись на восток, над Волгой появились первые вражеские самолеты. Но здесь их уже ждали.

Немцы знали военную географию, но не знали еще советского народа, несмотря на то, что шел второй год войны.

Помимо мероприятий по своевременному развертыванию средств ПВО, проведенных Народным Комиссариатом Обороны, на Волгу были предусмотрительно переброшены боевые корабли с некоторых флотов и сформированы соответствующие соединения с необходимыми обеспечивающими органами и средствами ведения современной войны.

К концу лета 1942 г., когда в районе Волги появилась более серьезная угроза в виде германских бронетанковых частей, пробивающихся к Сталинграду, флотилия уже была хорошо сколоченным боевым организмом с опытными кадрами, сработавшимися с соответствующими частями и штабами Красной Армии.

- Дунайская и Днепровская флотилии

Как пограничные, эти флотилии бок о бок с передовыми частями Красной Армии приняли на себя первый удар вторгшегося врага и героически защищали западные границы Советского Союза.

В 4 часа утра 22 июня 1941 г.  румыны внезапно открыли огонь по базе Дунайской флотилии — Измаилу, после чего началась ожесточенная борьба за наши берега, за разгром вражеских переправ и береговых батарей, которая продолжалась почти полный месяц, пока противник не пробился к Кишиневу и фланг армии, чтобы не быть отрезанным, начал отходить к Одессе.

После упорных боев за соответствующие водные рубежи, во время которых личный состав флотилий с честью выполнил свой долг, корабли Дунайской и Днепровской флотилий частью вынуждены были отойти в Черное море или на другие речные бассейны, частью же (где по условиям обстановки не представлялось возможным спасти их от противника) были потоплены своими экипажами. Некоторые корабли погибли в ходе упорных боев, но ни один корабль или катер не достался в руки врага.

- Каспийская военная флотилия

Старейшая из наших флотилий — Каспийская — решала ту же задачу, что и Волжская, ибо германское командование, стремясь парализовать основную водную магистраль, пыталось воздействовать и на ее морской участок.

Вражеские самолеты-бомбардировщики и постановщики мин доходили не только до Астрахани, но появлялись и над Каспийским морем, стараясь особенно энергично воздействовать на стык морского и речного участков главной коммуникации на этом театре. По всем данным, германское командование рассчитывало прервать поток нефти и бензина, идущий на север из Баку, но расчеты эти, как и многие другие, оказались несостоятельными.

Совместными действиями ПВО армии и флотилии и энергичной работой тральщиков операции врага были очень скоро полностью нейтрализованы, и поток .грузов между устьем Волги и портами Каспийского моря беспрепятственно продолжал двигаться как на север, так и на юг. При этом надо учитывать, что война потребовала значительного увеличения грузооборота по сравнению с мирным временем.

Благодаря стойкости войск Закавказского фронта армиям противника так и не удалось пробиться к берегу Каспийского моря, хотя немцы доходили до Элисты и действовали из нее подвижными отрядами в сторону железной дороги Кизляр-Астрахань. Главные силы южной группировки немцев, несмотря на все усилия и ожесточенность боев, не смогли пробиться восточнее Эльхотово и Моздока и выйти к городу и порту Махач-Кала. Получив затем сокрушительный удар Закавказского фронта, немцы покатились на запад с тем, чтобы уже никогда не возвращаться к Кавказу.

Поэтому Каспийской флотилии не пришлось ввести в действие свои артиллерийские корабли, и она главным образом обеспечивала Красную Армию перебросками морем больших войсковых частей и многообразной тяжелой техники.

Южная часть морской коммуникации СССР с дружественным Ираном также находилась под контролем Каспийской военной флотилии.

Помимо того, Каспийская военная флотилия продолжала быть морским учебным центром, в котором обучались и тренировались краснофлотцы, курсанты и офицеры всех специальностей, вливавшиеся затем в состав других боевых флотов.

- Ладожская военная флотилия.

На ограниченном водном театре Ладожского озера шла, правда, в малом масштабе, современная морская война, прерываемая только ледоставом. Неоднократно высаживались десанты, велась борьба на коммуникациях и напряженная минная война, проводилась блокада и борьба с ней, предпринимались атаки баз, имели место даже отрядные бои артиллерийских кораблей. Все эти операции обязательно сочетались с ожесточенной борьбой в воздухе. Противодесантная операция у о. Сухо явилась примером,  свидетельствующим об оперативной и тактической зрелости флотилии.

- Онежская военная флотилия.

Онежская военная флотилия, скромная по своему составу, была создана для помощи флангу армии, как только обозначилась угроза выхода противника к берегам Онежского озера.

Этот относительно небольшой водный плацдарм имел большое стратегическое значение, так как находился на стыке трех важнейших внутренних водных систем. Ha юг, от Вытегры шла шлюзованная часть Мариинской системы, выводящей на Волгу; на запад — по реке Свирь и через Ладожское озеро шел путь на Ленинград, т.е. в Балтийское море и, наконец, на севере — от Повенца — начинается Беломорско-Балтийский канал им. Сталина, выводящий в Белое море

Врагу удалось в первые месяцы войны пробиться к западному берегу Онежского озера, но дальше, почти за три года он двинуться не смог. Отчаянные усилия противника разбивались о стойкое сопротивление частей Красной Армии. В этих боях Онежская военная флотилия, имея главным противником германскую и финскую авиацию и вооруженные катера, настойчиво и упорно вела шхерную войну, успешно выполняя все задачи, возлагаемые на нее общевойсковым командованием. Поэтому, как и на других театрах, противник так и не отважился ни разу на высадку десантов во фланг наших частей или на восточный берег озера.

- Пинская военная флотилия.

Перед  флотилией, действовавшей в районе Пинска, Киева, были  поставлены  следующие задачи:  артиллерийская поддержка приречных флангов  сухопутных  войск, высадка  тактических десантов, нарушение  переправ  противника, прикрытие и обеспечение переправ своих войск,а также взаимодействие с сухопутными войсками.

Флотилия действовала на стыке двух советских фронтов (Западного и Юго-Западного) и

двух групп армий противника ("Юг" и "Центр"), насчитывающих 88 дивизий.

- Чудская военная флотилия.

Образована в июле 1941 г. для поддержки сухопутных войск на приозерных флангах и обеспечения озерных коммуникаций на ленинградском направлении.

- Северная Тихоокеанская военная флотилия.

Образована на Тихоокеанском флоте в августе 1939 г. для обороны побережья и морских коммуникаций в Татарском проливе и Охотском море.

 

Азовская военная флотилия

I формирование

Создана решением ГКО СССР от 20.7.1941 г  в составе Черноморского флота для содействия войскам Южного фронта в ведении оборонительных действий на приморских направлениях и обеспечения перевозок на Азовском море.

Формируется в Керчи. Ее корабельный состав (дивизион канонерских лодок «Дон», «Рион» и ледокол № 4, который еще в Гражданскую войну входил в состав Азовской флотилии под названием «Знамя социализма», дивизион сторожевых кораблей-тральщиков «Войков», «Мариуполь», «Перванш», «Севастополь» и «Штурман», дивизион сторожевых катеров и катеров-тральщиков «Амур», «Адлер», «Туапсе», «Тайфун», «Поти», «Ураган», «Шквал», «Циклон» и 87-я отдельная истребительная авиаэскадрилья из 9 самолетов ИЛ-15) был сформирован из мобилизованных судов Азово-Черноморского пароходства. Главная база с 15 августа — Мариуполь, с 8 октября - Ейск.

В сентябре 1941 г. в состав флотилии вошел также отдельный Донской отряд речных кораблей (дивизион речных канонерских лодок и дивизион сторожевых катеров), базировавшийся в гг. Азов и Ростов — на — Дону; в мае 1942 г. — отдельный Кубанский отряд сторожевых катеров.

К июлю 1942 г. флотилия имела монитор, 8 канонерских лодок, три сторожевых корабля-тральщика, 7 бронекатеров, 7 торпедных катеров, 35 сторожевых катеров, 9 катеров-тральщиков, 23 полуглиссера, 9 артиллерийских батарей, отдельные артиллерийский и зенитный артиллерийский дивизионы, четыре батальона морской пехоты, два бронепоезда, 44 самолета.

Флотилия поддерживала боевые действия 9, 47, 51 и 56-й армий, участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции (25 декабря 1941 — 2 ян­варя 1942), эвакуировала войска Крымского фронта после прорыва противником его обороны на Керченском полуострове в мае 1942 г., содействовала переправе войск 56-й армии через Дон; морская пехота длительное время отражала атаки противника на Таманском полуострове.

14 октября 1942 г. Азовская военная флотилия была расформирована. Корабли и части флотилии включены в состав Новороссийской и Керченской военно-морских баз, 2-й бригады торпедных катеров и других частей Черноморского флота.

 

 

Адмирал флота Горшков С.Г.

 

Командующий:

капитан 1 ранга А.П. Александров (25.7.1941 - 13.10.1941)

контр-адмирал С.Г. Горшков (13.10.1941 - 14.10.1942)

 

Военный комиссар:

бригадный комиссар А.Д. Рощин (20.7.1941 - 20.10.1941)

полковой комиссар, с 25.7.1942 - бригадный комиссар С.С. Прокофьев  (20.10.1941 - 14.10.1942)

 

Начальник штаба:

капитан 3 ранга, вскоре - капитан 2 ранга И.А. Фроликов (30.7.1941 - 23.10.1941)

капитан 3 ранга А.В. Свердлов (23.10.1941 - 14.10.1942)


II формирование

Вторично формируется 3 февраля 1943 года на основании приказа наркома ВМФ. В ее состав вошли: отдельный дивизион канлодок — «Красная Абхазия», «Красный Аджаристан», монитор «Железняков», сторожевой корабль «Кубань», болиндеры «Енисей», № 4 и № 6, 12-й дивизион сторожевых катеров типа «МО» (12 единиц), 2 дивизиона бронекатеров, 5-й дивизион тральщиков, Ейский укрепленный сектор береговой обороны из 7 батареи, 135-й, 212-й и 213-й отдельные зенитные артдивизионы по десять 85-миллиметровых орудий в каждом, а также 2 отдельных батальона морской пехоты. В октябре была сформирована бригада бронекатеров. Корабли флотилии базировались в Ейске (глав­ная база), Азове и Приморско-Ахтарской (маневренная база).

Корабли флотилии участвовали в морских боях, действовали на коммуникациях противника, высаживали тактические десанты в Таганрог, Мариуполь, Осипенко, всего 7 тактических и разведывательный. В ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции в ноябре 1943 г. корабли флотилии высадили части 56-й армии в районе северо-восточнее Керчи; в январе 1944 г. — три тактических десанта на побережье Крыма. При проведении Крымской операции (8 апреля — 12 мая 1944) флотилия содействовала наступлению Отдельной Приморской армии.

13 апреля 1944 г. на основе Азовской военной флотилии создана Дунайская военная флотилия.

 

Командующий:

контр-адмирал С.Г. Горшков (3.2.1943 - 7.12.1943)

врид капиан 2 ранга А.В. Свердлов (7.12.1943 - 05.01.1944)

врид контр-адмирал Г.Н. Холостяков (05.01.1944 - 6.2.1944)

контр-адмирал С.Г. Горшков (6.2.1944 - 13.4.1944)

 

Военный комиссар, замполит:

капитан 1 ранга С.С. Прокофьев (3.2.1943 - январь 1944)

капитан 1 ранга А.А. Матушкин (январь - 13.4.1944)

 

Начальник штаба:

кап. 2 ранга, с 9.10.1943 — кап. 1 ранга А.В. Свердлов (11.2.1943 - 13.4.1944)

 

Амурская Краснознаменная военная флотилия

 

Образована 27 июня 1931 г. на базе Дальневосточной Краснознаменной военной флотилии. В предвоенные годы, с 1935-го по 1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. В их число вошел один из первенцев советской мониторной программы — монитор «Активный» (1935 г.), большие «амурские» бронекатера проекта 1124 с двумя танковыми башнями (или установками типа «Катюша») и малые «днепровские» бронекатера проекта 1125 с одной танковой башней.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в своем составе имела бригаду речных кораблей, 10 отдельных дивизионов, 334 орудия береговой артиллерии, 104 самолета, 28 боевых кораблей, 54 катера. Флотилия предназначалась для действий в бассейнах рек Амур и Уссури и обеспечения речных сообщений. Главная база — Хабаровск.

В боевых операциях на фронтах с немецкими войсками не участвовала, до 1 июля 1945 году несла службу по охране государственной границы от вторжения японских милитаристов, готовила маршевые пополнения для действующего флота.

На 1 июля 1945 г. в канун войны с Японией в составе флотилии числилось: восемь мониторов, 11 канонерских лодок (три специальной постройки, и восемь колесных из числа мобилизованных судов), 52 бронекатера, 12 колесных речных тральщиков, 36 катерных тральщиков, семь минных катеров типа Я-5 с НУРС, один минный заградитель, один сетевой заградитель, пять плавучих зенитных батарей (в том числе три самоходных), 15 полуглиссеров, три сторожевых катера, три плавучие базы и один штабной корабль.

Однако из числа указанных выше кораблей часть находилась в капитальном ремонте. Например, из восьми мониторов — два (Киров и Дзержинский), из пяти канонерских лодок специальной постройки - две (Красное Знамя и Бурят). С началом военных действий в оперативное подчинение флотилии перешли все сторожевые катера пограничной охраны на реках Амур и Уссури. Также в составе флотилии имелось около 70 самолётов.

Амурская Краснознаменная военная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 76-мм орудий — 28, 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» - 18 и 20-мм зенитных автоматов «Эрликон» - 24. Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось ЛаГГ-3 - 27, Як-3 - 10, Ил-2 - 8, И-153-бис - 13, И-16 - 7, СБ - 1, По-2 -3, МБР-2 - 3, Як-7у - 2, С-2 - 1.

В ходе Советско-японской войны флотилия обеспечивала оперативные перевозки, высадку войск десантов, форсирование рек Амур, Уссури и Сунгари. Вместе с частями 2-го Дальневосточного фронта она участвовала в овладении городами Сахалян, Айгунь, Фуцзинь, Цзямусы, Харбин.

В августе 1955 г. флотилия переформирована в Краснознамённую Амурскую военно-речную базу ТОФ.

 

 

На бронекатере Амурской флотилии

 

Командующий:

капитан 1 р., с 21.5.1941 - контр-адмирал П.С. Абанькин (22.7.1940 - 29.6.1943)

вице-адмирал Ф.С. Октябрьский (29.6.1943 - 25.3.1944)

контр-адмирал, с 21.7.1944 — вице-адмирал П.С. Абанькин (26.3.1944 - 2.9.1944)

вице-адмирал Ф.С. Седельников (2.9.1944 - 23.6.1945)

контр-адмирал Н.В. Антонов (23.6.1945 – 24.10.1948 - трагически погиб)

 

Военный комиссар, замполит:

бригадный комиссар, с 25.12.1942 - капитан 1 р. М.И. Бакаев (22.7.1940 - 22.6.1943)

капитан 1 р., с 25.9.1944 - контр-адмирал М.Г. Яковенко (22.6.1943 – декабрь 1948)

 

Начальник штаба:

капитан 1 ранга М.И. Федоров (1939 - 31.1.1942)

капитан 2 ранга С.М. Лялько (01.02.1942 - ноябрь 1943)

капитан 1 ранга А.М. Гущин (ноябрь 1943 – сентябрь 1945)

 

Беломорская военная флотилия

 

Сформирована 4 августа 1941 г. в составе Северного флота для защиты коммуникаций в Белом море, восточной части Баренцева моря и Арктике. Главная база — Архангельск.

В состав флотилии вошли отдельный дивизион эсминцев, дивизион минных заградителей, бригада траления, Беломорский укрепленный сектор береговой обороны, Иоканьгская военно-морская база, отдельный зенитный артиллерийский дивизион ПВО Северного флота и другие части.          

Для обороны проливов Карские Ворота, Югорский Шар, портов и полярных станций в составе флотилии в конце августа 1941 г. был создан также Северный отряд (формировался на период арктической навигации, базы — поселок Амдерма, о. Диксон), в который наряду со сторожевыми кораблями и береговыми батареями входили авиагруппа и отряд ледоколов (из состава Арктического флота СССР). Всего флотилия имела три эсминца, три минных заградителя, 17 сторожевых кораблей, 20 тральщиков, 35 сторожевых катеров, 15 катеров-тральщиков, два ледокола и свыше 20 вспомогательных судов. Впоследствии, в связи с расширением операционной зоны, в составе Беломорской военной флотилии были сформированы Новоземельская (в губе Белушья, 1942 г.) и Карская (на о. Диксон, 1944 г.) военно-морские базы.

За время войны Беломорская военная флотилия обеспечила проводку более 2500 одиночных транспортов и в конвоях.

15 апреля 1945 г. Беломорская военная флотилия была расформирована, на ее базе создан Беломорский оборонительный район.

 

 

Десантная операция беломорцев

 

Командующий:

контр-адмирал М.М. Долинин (4.08.1941 - 7.10.1941)

вице-адмирал Г.А. Степанов (7.10.1941 - 6.3.1943)

контр-адмирал, с 31.3.1944 — вице-адмирал С.Г. Кучеров (11.03.1943 - 30.08.1944)

вице-адмирал Ю.А.Пантелеев (30.08.1944 - 15.04.1945)

 

Военные комиссары:

полковой комиссар Ф.И. Демидов (4.08.1941 - 18.09.1941)

бригадный комиссар, с 13.12.1942 - капитан 1 ранга, с 25.09.1944 - контр-адмирал В.Е. Ананьич (18.09.1941 – 15.04.1945)

 

Начальник штаба:

капитан 1 ранга М.Н. Попов (04.08.1941 - 25.02.1942)

капитан 1 ранга Ф.В. Зозуля (25.02.1942 - 20.07.1943)

капитан 1 ранга В.П. Боголепов (20.07.1943 - 15.04.1945)

 

Волжская военная флотилия

 

Сформирована 27 октября 1941 г. из кораблей учебного отряда, а также поступивших от промышленности катеров и мобилизованных речных судов с целью подготовки отрядов речных кораблей к оборонительным действиям совместно с сухопутными войсками в бассейне реки Волга. Главная база — Сталинград (с марта 1942 г. Ульяновск).

В состав сил флотилии входили:

- 1-я бррчк в составе мобилизованных колесных канонерских лодок Громов, Руднев, Усыскин; шести бронекатеров; двух несамоходных плавучих батарей; бригада оперативно подчинялась 57А, а с сентября - 61А;

- 2-я бррчк в составе мобилизованных колесных канонерских лодок Киров, Федосеенко, Щорс, Чапаев; трех бронекатеров; бригада оперативно подчинялась 57А;

- отдельная бригада траления (пять дивизионов тральщиков); бригада подчинялась непосредственно командующему флотилии, с войсками взаимодействовала через начальника инженерных войск фронта;

- группа кораблей реки Ахтуба в составе четырех бронекатеров; командиру группы оперативно подчинялись канонерские лодки Усыскин и Чапаев, а сама группа оперативно подчинялась 62А и непосредственно взаимодействовала со 124-й стрелковой бригадой.

С конца июля 1942 года флотилия производила траление мин, поставленных авиацией противника на Волге от Астрахани до Саратова, осуществляла ПВО речной коммуникации, конвоировала караваны и отдельные суда с воинскими и народно-хозяйственными грузами. С 24 июля флотилию оперативно подчинили командующему Сталинградским фронтом, и 5 августа она непосредственно включилась в оборону Сталинграда. К этому времени флотилия усилилась за счет вновь построенных катеров и имела следующую организацию корабельных сил:

- 1-я бррчк в составе канонерских лодок Громов, Руднев, Усыскищ дивизион бронекатеров из трех отрядов: № 11 (3461), 12 (347 Л 13 (348 Л 14 (349), 21 (350), 22 (251), 23 (352), 24 (353), 31 (330), 32 (331А 33 (333), 34 (334); отряд катерных тральщиков типа К-17-М-17 (6 ед.); отряд полуглиссеров (10 ед.);

- 2-я бррчк в составе канонерских лодок Киров, Федосеенко, Щорс, Чапаев; дивизиона катерных тральщиков (три отряда, 19 ед.); отряда бронекатеров: № 41 (314), 42 (315), 43 (316), 44 (312); отряда полуглиссеров (10 ед.), несамоходные плавучие батареи IV- 97 и № 98; штабной корабль Тура;

- отдельная бригада траления в составе трех дивизионов катерных тральщиков (14 ед.).

Флотилия оказывала войскам огневую поддержку, высаживала десанты, охраняла коммуникации, производила воинские перевозки через Волгу. Бронекатера, тральщики и другие корабли в тяжёлых ледовых условиях, под непрерывным воздействием вражеской артиллерии и авиации совершили более 35 тыс. рейсов, перевезли на правый берег Волги свыше 90 тыс. человек, большое количество техники, вооружения, боеприпасов. Артиллерией флотилия уничтожила до нескольких полков пехоты, подбила более десятка танков и САУ, сбила около десятка самолетов, разрушила большое количество дзотов и блиндажей, подавила 26 артиллерийских батарей. Из осажденного Сталинграда корабли эвакуировали до 52 тыс. человек.

В разгар Сталинградской битвы флотилия достигла своих максимальных размеров. Организационно она превратилась во флот в миниатюре, в том смысле, что в ее составе имелись все элементы, например, такого флота как Черноморский. К середине октября корабельный состав флотилии, объединенный в четыре бригады и несколько отдельных дивизионов, включал в себя 19 канонерских лодок (Громов, Руднев, Усыскин, Киров, Федосеенко, Щорс, Чапаев, Бурный, Турксиб, Иркутск, X лет КИМ, Сталинская Конституция, Красногвардеец, Правда, В. Чкалов, Производственник, Красный Дагестан, Котовский, Островский), восемь бронекатеров пр. 1124, восемнадцать бронекатеров пр. 1125, семь бронекатеров пр. С-40, четыре несамоходные плавучие батареи с двумя 152-мм орудиями каждая пять несамоходных плавучих зенитных батарей с двумя 85-мм орудиями каждая, более 60 катерных тральщиков, 24 катера ПВО, и это не считая сторожевых и катеров дымо-постановщиков.

После Сталинградской битвы в составе флотилии остались две бригады траления, которые в 1943-1944 годах осуществляли траление мин и охрану судоходства. Остальные корабли передали Днепровской и Азовской военным флотилиям или возвратили прежним владельцам.

30 июня 1944 года флотилия расформирована.

 

 

На боевой вахте

 

Командующий:

капитан 1 ранга С.Г. Сапожников (28.10.1941 - 10.11.1941)

контр-адмирал С.М. Воробьев (10.11.1941 - 16.2.1942)

контр-адмирал Д.Д. Рогачев (16.02.1942 - 14.05.1943)

контр-адмирал Ю.А. Пантелеев (14.5.1943 - 16.12.1943)

капитан 1 ранга П.А. Смирнов (16.12.1943 - 30.6.1944)

 

Военный комиссар:

бригадный комиссар М.Г. Яковенко (28.10.1941 - 31.1.1942)

дивизионный комиссар А.Л. Расскин (31.01.1942 - 12.06.1942)

дивизионный комиссар П.И. Бельский (12.06.1942 - 18.08.1942 )

дивизионный комиссар, с 13.12.1942 – контр-адмирал П.Т. Бондаренко (18.08.1942 - 15.10.1942)

капитан 1 ранга Н.П. Зарембо (15.10.1942 - 3.02.1944)

подполковник Б.Е. Вольфсон (3.2.1944 - 30.06.1944)

 

Начальник штаба:

капитан 2 ранга Е.С. Колчин (28.10.1941 — 10.11.1941)

капитан 1 ранга С.Г. Сапожников (10.11.1941 - 07.12.1941)

контр-адмирал П.А. Трайнин (07.12.1941 - 17.02.1942)

капитан 2 ранга Е.С. Колчин (17 - 25.02.1942)

капитан 2 ранга А.А. Асямолов (27.02.1942 - 31.03.1942)

капитан 1 ранга, с 13.12.1942 – контр-адмирал М.И. Федоров (31.03.1942 - 17.02.1943)

контр-адмирал Т.А. Новиков (26.02.1943 - 15.05.1943)

ка­питан 2 ранга, с июля 1943 — капитан 1 ранга В.В. Григорьев (15.05.1943 - 30.09.1943)

капитан 2 ранга Н.Д. Сергеев (30.09.1943 - 30.06.1944)

 

Днепровская Краснознаменная ордена Ушакова І степени военная флотилия


Формируется 14 сентября 1943 г. из катеров Волжской военной флотилии, дислоцируется на реке Десна (приток Днепра), в 100 км от Чернигова. С 24 сентября 1943 г. и до весны 1944 –го здесь же стает на зимовку.

К весне 1944 года в состав флотилии входило 10 бронекатеров пр.1125 № 11 (346), 12(347), 13 (348), 14 (349), 41 (350), 42 (352), 43 (353), 44 (387), 92 (385), 93 (386), 10 сторожевых катеров, 40 речных тральщиков, 32 полуглиссера, плавучее 100-мм орудие №1220 и два зенитных артиллерийских дивизиона.

В апреле-мае 1944 г. флотилия участвует в боях на р. Припяти, затем в Белорусской наступательной операции «Багратион». Так, к 11 июля 1944 г. суда флотилии сосредотачиваются на ближних подступах к Пинску. Боевая задача частей  – нарушить систему обороны противника, облегчить наступление частей 61-й армии, штурмовавших Пинск по северному берегу Припяти.

23 июля 1944 года за успешные боевые действия при освобождении Пинска и в Бобруйской операции флотилия была награждена орденом Красного Знамени. Десять ее моряков были удостоены звания Героя Советского Союза.

После штурма Пинска флотилия передислоцируется в район Варшавы, в устье Нарева.

В октябре 1944 г. корабли флотилии активно содействуют советским частям в боевых действиях на Сероцком плацдарме в устье реки Нарев.

В ноябре 44-го флотилия встает на зимовку.

16 февраля 1945 г. штаб флотилии получает приказ маршала Жукова перебазироваться на Одер для участия в штурме Берлина.

В апреле 1945 г. взаимодействует с частями 5-й ударной армией, штурмующей Берлин.

После окончания войны принимает участие в очистке от мин рек Висла и Одер, затем переходит на мирный режим несения службы.

28 мая 1945 года за боевые заслуги в Берлинской операции флотилия награждена орденом Ушакова 1-й степени.

 

 

Командование флотилией: Григорьев (сидит), Боярченко, Балакирев

Командующий:

капитан 1 ранга, с 25.9.1944— контр-адмирал, с 8.7.1945 - вице-адмирал В.В. Григорьев (24.9.1943 - декабрь 1945)

 

Военный комиссар-замполит:

капитан 1 ранга П.В. Боярченко (24.9.1943 – 09.5.1945)

 

Начальник штаба:

капитан-лейтенант Я.В. Небольсин  (24.9.1943 - ноябрь 1943)

капитан 2 ран­га, с ноября 1944 — капитан 1 ранга К.М. Балакирев (ноябрь 1943 - 09.5.1945)


 

Дунайская Краснознаменная орденов Нахимова I степени и Кутузова II степени военная флотилия

 

I формирование

Дунайская военная флотилия первого формирования формируется в июне 1940 г. в составе Черноморского флота с главной базой в Измаиле. Имела в своем составе следующие корабельные силы: дивизион мониторов (Удалой, Мартынов, Ростовцев, Железняков, Жемчужин), дивизион бронекатеров (22 ед. пр.1125), отряд катеров-тральщиков (типа Р - 5 ед., деревянных - 2 ед.), отряд полуглиссеров (6 ед.), минный заградитель Колхозник, штабной корабль Буг, плавучая мастерская ДМ-10, госпитальное судно Советская Буковина, два колесных буксира, а также 12 различных катеров и шхун. Кроме корабельных сил флотилия имела 96-ю истребительную авиаэскадрилью, 46-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, отдельную местную стрелковую роту, 17-ю пулеметную роту, а также Дунайский сектор береговой обороны в составе шести батарей береговой артиллерии (152-мм подвижной № 725, 152-мм подвижной № 724, 130-мм стационарной № 717, 45-мм противокатерной подвижной № 65 и 75-мм стационарной № 7).

По предвоенным планам флотилия должна была не допустить прорыва кораблей противника ниже г. Режи, форсирования противником Дуная на участке от Галаца до устья реки, отразить совместно с сухопутными войсками его удары из района Галаца на Джурджулешты. Для решения этих задач предусматривалось создание трех групп кораблей: ренийской, измаильской и килийской.

Флотилии также оперативно подчинялся дивизион морской пограничной охраны НКВД (до 30 катеров, в том числе четыре типа МО-2) которые с началом военных действий вошли в ее состав.

С началом Великой Отечественной войны флотилия вела боевые действия во взаимодействии с войсками Южного фронта на реках Дунай, Буг, Днепр, у берегов Керченского пролива. На Дунае погибли бронекатера: № 114 от удара авиации 1 июля, а также от артиллерийского огня № 112 - 8 июля, № 113 и № 134 -11 июля, № 133 (398) - 18 июля.

После ухода 19 июля с Дуная, мониторы Жемчужин и Ростовцев перешли на Днепр в состав Пинской флотилии. Остальные корабли и катера флотилии сосредоточились в Николаеве, где производили ремонт. По мере восстановления своей боеспособности корабли начинали оказывать огневую поддержку отступающим войскам. При этом 18 августа прямо в Николаеве от артиллерии противника погиб бронекатер № 404. После оставления Николаева три монитора и оставшиеся в строю 16 бронекатеров прорвались к Херсону. При этом 18 августа монитор Мартынов с бронекатерами № 101, 102, 103 и 104 поднялись в район Никополь-Запорожье, где поддерживали войска 18-й армии.

После отхода войск от Днепра, 18 сентября монитор и бронекатера взорваны экипажами. Уже 3 сентября, когда германские войска захватили Херсон и вышли к устью Днепра, для усиления отряда во главе с монитором Мартынов, послали бронекатера № 301 (202), 304 (203), 401 и 402. Прорваться смогли только два последних, остальные погибли. Правда и прорвавшиеся катера дальше Каховки не прошли и вскоре вернулись обратно. Мониторы Ударный и Железняков с двумя отрядами бронекатеров остались в районе Очакова. 18 августа при эвакуации войск из Херсона, потоплен бронекатер № 201.

19 сентября 1941 года у Кинбурнской косы вражеская авиация потопила Удалой, 21 сентября - бронекатер N- 401. Монитор Железняков, бронекатера №105, 202, 204, 205, 302, 303, 401 и 402, а также пять катерных тральщиков 25 сентября ушли в Севастополь, а в октябре перешли в Керчь.

20 ноября 1941 г. флотилию расформировали, а Железняков и уцелевшие катера передали в Азовскую военную флотилию и Керченскую ВМБ.

 

 

Корабли флотилии в бою

 

Командующий:

контр-адмирал Н.О. Абрамов (28.6.1940 - 16.09.1941 - отстранен)

контр-адмирал А.С. Фролов (19.09.1941 - 21.11.1941)

 

Военный комиссар:

бригадный комиссар И.И. Кузнецов (28.6.1940 - 23.07.1941)

бригадный комиссар В.К. Беленков (23.07.1941 - 19.09.1941)

врид полковой комиссар С.И. Дворяненко (19.09.1941 - 9.10.1941)

полковой комиссар И.В. Маслов (9.10.1941 - 4.11.1941)

 

Начальник штаба:

капитан 2 ранга В.В. Григорьев (28.06.1940 - 21.11.1941)


II формирование

Вновь сформирована 19 апреля 1944 года приказом НК ВМФ №00265 в составе Черноморского флота на базе расформированной Азовской военной флотилии со штабом в Ростове. В июле-августе боевая деятельность флотилии в основном сводилась к поддержке приморского фланга фронта и тралению в районе Одесса-Очаков. В частности 21-23 августа она содействовала 46-й армии в форсировании Днестровского лимана. Наконец 24-28 августа 1944 года катера флотилии осуществили прорыв обороны противника и вошли в дельту Дуная. 30 августа флотилия оперативно подчинена командующему войсками 3-го Украинского фронта.

На 1 сентября 1944 г. корабельный состав Дунайской военной флотилии представлял Керченскую бригаду бронекатеров и 4-ю бригаду речных кораблей.

Керченская бригада:

1-й гвардейский дивизион: бронекатера пр.1224 № 71 (308), 75 (319), 314 (306), 32 (316), 33 (317), 324 (307), 215 (422), 335 (373), 336 (306), 337 (371), 338 (372) и бронекатера пр. С-40 №331 (331), 333 (335), 323 (336);

3-й дивизион: бронекатера пр. 1124 № 111 (112), 112 (113), 221 (424), 339 (319), 121, (116) и бронекатера пр. 1125 № 124 (401), 313 (384), 323 (389), 131 (394), 132 (395), 134 (399), 322 (390);

4-й дивизион: бронекатера пр.1124  № 411 (414), 412 (415), 422 (375), 423 (416), 424 (418), 431 (419), 432 (420), 434 (305).

4-я бригада речных кораблей:

монитор Железняков и 5-й дивизион бронекатеров: пр.1125 № 3 (150), 4 (158), 5 (159), 6 (160), 7 (151), 8 (161), 231 (143), 232 (144), 233 (392), 234 (393), 241 (136), 242 (137), 243 (138), 244 (139);

1-й дивизион минных катеров с НУРС типа Я-6 (16 ед.);

19-й дивизион речных тральщиков (12 ед.) и отряд полуглиссеров (26 ед.).

Правда, часть катеров флотилии находилась в ремонте и в различных базах ЧФ, в том числе Туапсе и Поти. В составе флотилии имелся сектор береговой обороны, состоящий из четырех подвижных батарей (№№ 524, 786, 508, 492 - по четыре 152-мм орудий каждая), минометной батареи № 1026 (четыре 120-мм миномета) и плавучей батареи № 4 (три 100-мм орудия). Кроме этого имелись отдельный батальон морской пехоты, отдельный зенитный артиллерийский дивизион, отдельный химический дивизион.

16 октября 1944 года флотилия выходит из состава ЧФ и становится самостоятельным объединением ВМФ, подчиненным непосредственно Наркому ВМФ. Базировалась в Одессе, а с августа 1944 г. - в Измаиле.

По состоянию на 8 апреля 1945 г. в составе флотилии имелось две бригады речных кораблей: 1-я Керченская краснознаменная и 2-я Сулинская. В 1-ю бригаду входили бывшие румынские мониторы Керчь, Азов и Измаил, а также бронекатера пр. 1124 № 32 (316), 75 (319), 215 (422), 335 (373), 337 (371), 314 (306), 71 (308), 161 (314), 324 (307), 33 (317), 336 (308), 115 (313), 154 (377), 162 (315), 163 (316), 111 (112), 121 (116), 221 (424), 411 (414), 422 (375), 412 (415), 431 (419), 432 (420), 433 (304), 434 (305), 423 (416), 164 (317); бронекатера пр. 1125 № 124 (401), 131 (394), 134 (399), 132 (395), 399 (309), 322 (390); бронекатера пр.С-40 № 333 (335), 321 (336), 331 (331).

Во 2-ю бригаду входили монитор Железняков, бывшие румынские Бердянск и Мариуполь, а также бронекатера пр. 1125 № 3 (150), 4(158), 5 (159), 6(160), 7 (151), 8 (161), 231 (143), 232 (144), 233 (392), 234 (393), 241 (136), 242 (137), 243 (138), 244 (139), 313 (384).

Корабли флотилии прошли с боями по Дунаю свыше 2 тыс. км, высадили 18 тактических десантов, переправили до 900 тыс. человек, свыше 1,5 тыс. танков и САУ, 7 тыс. орудий и миномётов, 450 тыс. тонн грузов.

6.01.1945 года за образцовое выполнение заданий противника в боях с немецкими захватчиками при форсировании Дуная и прорыве обороны противника и проявленные при этом доблесть и мужество флотилия награждена орденом Красного Знамени;

5.04.1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении г. Будапешт  награждена орденом Нахимова I степени;

17.05.1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении г. Вена и проявленные при этом доблесть и мужество награждена орденом Кутузова II степени.

 

Командующий:

контр-адмирал, с 25.09.1944 — вице-ад­мирал С.Г. Горшков (20.04.1944 - 12.12.1944)

контр-адмирал Г.Н. Холостяков (12.12.1944 - 1948)

 

военный комиссар, замполит:

капитан 1 ранга А.А. Матушкин (20.4.1944 - 9.5.1945)

 

Начальник штаба:

капитан 1 ранга А.В. Свердлов (20.4.1944 - 9.5.1945)

 

Каспийская Краснознаменная военная флотилия

 

Сформирована в июне 1931 г. из Морских сил Каспийского моря. Главная база — г. Баку.

К началу Великой Отечественной войны в ее составе имелось 5 канонерских лодок (отдельный дивизион), два торпедных катера, отдельная береговая артиллерийская батарея, 13 боевых самолетов, радиорота воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также ряд отдельных береговых частей. С началом войны флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народно-хозяйственных грузов.

В августе 1941 г. на ее кораблях были переброшены в Иран советские войска.

В октябре она сформировала из добровольцев и отправила на фронт батальон морской пехоты. В битве под Москвой участвовала образованная из личного состава Каспийской военной флотилии 75-я отдельная морская стрелковая бригада, ставшая впоследствии 3-й гвардейской морской стрелковой бригадой.

В августе 1942 г. Каспийская военная флотилия включена в состав действующих сил Военно-Морского флота. К этому времени боевой состав был усилен канонерской лодкой, тремя сторожевыми кораблями, 6 бронекатерами, 5 большими и 5 малыми катерами-охотниками, 11 сторожевыми катерами, 6 тральщиками и катерами-тральщиками, тремя плавучими зенитными батареями, минным заградителем и другими кораблями. Корабли флотилии сопровождали транспорты с нефтью и грузами, осуществляли боевое траление, выполняли задачи ПВО в своей зоне, высадили оперативный десант.

В августе-сентябре флотилия перебросила на западное побережье Каспийского моря 2 стрелковых и кавалерийских корпуса, сыгравших важную роль в контрнаступлении Северной группы войск Закавказского фронта. Кроме того, в период обороны Кавказа было перевезено 11 стрелковых бригад, 5 стрелковых полков, свыше 1000 танков и бронемашин, 18,5 тыс. лошадей, более 8 тыс. орудий, 4 тыс. автомашин и 200 самолетов.

Всего за 1942-1943 гг. было перевезено 21 млн. тонн нефтепродуктов и около 3 млн. тонн других грузов. К этому времени состав флотилии значительно пополнился, в 1943 г. в ней насчитывалось 175 кораблей.

За годы войны Каспийская военная флотилия достроила, доукомплектовала и отремонтировала свыше 250 катеров и других кораблей, передала в Красную Армию на укомплектование частей около 4 тыс. подготовленных бойцов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 г. флотилия награждена орденом Красного Знамени.

 

Политинформация


Командующий:

контр-адмирал Ф.С. Сидельников (1940 - 10.09.1944)

контр-адмирал Ф.В. Зозуля (15.9.1944 - январь 1946)

 

Военный комиссар, замполит:

полковой комиссар Н.Г. Панченко (22.6.1941 - 5.7.1942)

корпусной комиссар, с 13.12.1942 — контр-адмирал С.П. Игнатьев (5.7.1942 - 17.01.1947)

 

Начальник штаба:

капитан 1 ранга И.И. Алексеев (22.6.1941 - 29.04.1942)

капитан 1 ранга В.А. Фокин (29.04.1942 - 20.3.1944)

врид капитан 2 ранга Н.И. Чирков (20.3.1944 - 20.5.1944)

капитан 1 ранга Г.И. Брахтман (20.5.1944 - 9.5.1945)

 

Ладожская Краснознаменная военная флотилия

 

I формирование.

Начала формироваться 10 октября 1939 года согласно плану мобилизации в преддверии советско-финляндской войны для обороны побережья Ладожского озера. Было сформировано ядро штаба флотилии и начата организация управления Шлиссельбургского военного порта. В тот же день в главную базу Шлиссельбург прибыл весь 4-й дивизион СКА ОВР КБФ в составе 11 катеров типа «Рыбинский». 12 октября в базу пришёл обещанный СКР «Циклон», а на следующий день – дваТЩ типа «Ижорец» №№ 29 и 38.

25 октября Народный комиссар ВМФ Н.Г. Кузнецов в своём приказе № 00156 объявил о сформировании Ладожской военной флотилии. В соответствии с высшим приказом ее командующий был подчинён «во всех отношениях» Военному Совету КБФ.

В состав флотилии вошли: канонерская лодка, два сторожевых корабля, семь тральщиков, дивизион сторожевых катеров (12 ед.), отдельная авиационная эскадрилья (13 самолетов МБР-2).

В период советско-финляндской войны 1939-1940 гг. флотилия с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. оказывала огневую поддержку войскам 7-й и 13-й армий. Самолёты наносили бомбовые удары по береговым объектам и позициям противника.

По окончании боевых действий 13 марта 1940 года флотилия переформирована в учебный отряд. В ее состав включили учебные корабли и катера (дивизион учебных кораблей - 7 ед., дивизион учебных катеров - 35 ед., учебный артиллерийский дивизион - три 102-мм и восемь 76-мм орудий, школа боцманов).

 

Командующий:

капитан I ранга С.М. Кобыльских (11.10.1939 - декабрь 1939)

капитан I ранга П.А. Трайнин (декабрь 1939 - март 1940)

капитан I ранга М.А. Смирнов (март 1940)


Военный комиссар:

полковой комиссар А.М. Акимов (11.10.1939 - декабрь 1939)

батальонный комиссар Б.С. Свиридов (декабрь 1939 - 13.3.1940)


Начальник штаба:

капитан I ранга П.А. Трайнин (11.10.1939 - декабрь 1939)

капитан II ранга В.П. Барановский (декабрь 1939 - 13.3.1940)

 

II формирование.

Сформирована вновь 25 июня 1941 года приказом наркома Военно-Морского флота в составе Балтийского флота для обороны побережья Ладожского озера.

В состав флотилии вошли: канонерская лодка, два сторожевых корабля, 7 тральщиков, дивизион сторожевых катеров (12 единиц), отдельная авиационная эскадрилья (13 самолетов МБР-2).               

В 1942 г. Ладожская военная флотилия насчитывала два сторожевых корабля, 6 канонерских лодок, 10 тральщиков, 24 сторожевых катера, 6 торпедных катеров, два бронекатера, 33 катера-тральщика и катера типа КМ, до 60 вспомогательных судов, береговые артиллерийские и зенитные батареи.

С 19 апреля 1942 г. командующему флотилией подчинен флот Северо-Западного речного пароходства (116 судов и плавсредств).

Летом 1943 г. флотилия получила две, а в 1944 г.— еще три малые подводные лодки. Главные базы флотилии: с 25 октября 1939 г. — Шлиссельбург, с 25 июня 1941 г. — Сортанлахти, с 28 августа— Шлиссельбург, с 8 сентября — Новая Ладога; маневренная база — Осиновецкая военно-морская база.

В ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Ладожская военная флотилия огнем артиллерии поддерживала на приозерном участке фронта действия 2-й ударной, 4, 7, 8, 23, 54 и 67-й армий, высадила оперативный и 5 тактических десантов во фланг и тыл противника, осуществляла перевозку войск, грузов, эвакуировала гражданское население и оборудование промышленных предприятий Ленинграда, защищала озерные коммуникации, обеспечивала действия сухопутных войск в Синявинских операциях 1941 г. и 1942 г., прикрывала и охраняла «Дорогу жизни», участвовала в прорыве блокады Ленинграда 1943 г., а в июне-августе 1944 г. — в Выборгско-Петрозаводской операции, провела Тулоксинскую десантную операцию, в ходе которой в 35 км за линией фронта был захвачен плацдарм, перерезаны железная и шоссейная дороги.

Ладожская военная флотилия вела боевые действия против созданной в 1942 г. на Ладожском озере германо-итало-финской флотилии (21 десантная баржа, 8 десантных катеров, канонерская лодка, 6 сторожевых и 5 торпедных катеров, 60 катеров связи). Корабли флотилии при поддержке авиации наносили удары по базе противника в бухте Саунасари и его коммуникациям. 22 октября 1942 г. флотилия отразила попытку противника высадить десант на о. Сухо. Во время боя противник потерял 19 из 23 своих кораблей, 12 самолетов. Была предотвращена его попытка перерезать коммуникации с осажденным Ленинградом. В навигациях 1941 и 1942 гг. (до прорыва блокады Ленинграда) флотилия совместно с речным флотом перевезла свыше 1414 тыс. тонн грузов и около 1483 тыс. человек.

За образцовое выполнение боевых заданий флотилия (2 июля 1944) и ее 2-й отдельный отряд бронекатеров (22 июля 1944) награждены орденами Красного Знамени.

Расформирована 4 ноября 1944 г. Корабли и катера флотилии вошли в состав Балтийского флота.

 

 

Контр-адмирал Чероков (справа)


Командующий:

врио капитан 2 ранга В.П. Барановский (25 - 30.6.1941)

капитан 2 ранга С.В. Земляниченко (30.6.1941 - 18.7.1941)

контр-адмирал П.А. Трайнин (18 - 24.7.1941 )

врио капитан 1 ранга В.П. Боголепов (24.7.1941 - 7.8.1941)

капитан 1 ранга, с 16.9.1941— контр-адмирал Б.В. Хорошхин (7.8.1941 - 13.10.1941)

капитан 1 ранга, с 22.01.1944— контр-адмирал В.С. Чероков (13.10.1944 - 30.10.1944)

 

Военный комиссар, замполит:

бригадный комиссар Ф.И. Гаврилов (25.6.1941 - 7.8.1941)

батальонный комиссар, полковой комиссар Н.Д. Фенин (8.8.1941 - 13.9.1941)

бригадный комиссар Ф.Т. Кадушкин (14.9.1941 - 22.4.1942)

бригадный комиссар, с 9.12.1942 - полковник Л.В. Серебрянников (22.4.1942 - 16.2.1944)

подполковник, полковник И.С. Петров (20.2.1944 - 30.10.1944)

 

Начальник штаба:

капитан-лейтенант Я.Т. Салагин (25.6.1941 - 21.7.1941)

капитан 1 ранга В.П. Боголепов (21.7.1941 - 24.9.1941)

капитан 1 ранга С.В. Кудрявцев (29.9.1941 - 04.01.1943)

капитан 1 ранга А.П. Александров (04.01.1943 - 29.01.1944)

врио капитан 2 ранга П.В. Шевцов (29.01.1944 - 10.4.1944)

капитан 1 ранга А.В. Крученых (11.4.1944 - 30.10.1944)

 

Онежская военная флотилия

 

I формирование.

Сформирована 7 августа 1941 года из Онежской базы Ладожской военной флотилии. Главная база - Петрозаводск, с 17 августа 1941 года - Вознесенье, с 30 сентября 1941 года - Вытегра.

Первоначально в состав флотилии вошли пять канонерских лодок, переоборудованных из буксиров: КЛ-11 Огюст Бланки, КЛ-12 Каляев, КЛ-13 Ижорец 18, КЛ-14 Мартиец 89 и КЛ-15 Мартиец 60, а также два вооруженных катера типа КМ. КЛ-11 и КЛ-12 имели на вооружении по два 75-мм орудия, КЛ-13 и КЛ-14 - по 45-мм орудию 21-К и 37-мм автомату 70-К, КЛ-15 - два орудия 21-К.

Корабли флотилии осуществляли поддержку войск на реке Свирь и южном берегу Онежского озера.

28 ноября 1941 года флотилию расформировали, все корабли передали в состав Волжской военной флотилии.

 

 

Готовы к бою

 

Командующий:

капитан 2 ранга А.П. Дьяконов (7.08.1941 - 28.11.1941)

 

Военный комиссар:

батальонный комиссар С.Н. Белокопытов  (7.08.1941 - 28.11.1941)

 

Начальник штаба:

капитан 3 ранга Д.И.  Поляков  (7.08.1941 - 28.11.1941)

 

II формирование.

Сформирована вновь 31 декабря 1942 года приказом Наркома ВМФ путем переименования из Онежского отряда кораблей. Корабли и суда флотилии тремя эшелонами с 14 мая по 14 июня 1943 года прибыли в Вытегру. К началу кампании 1943 года из Волжской флотилии была возвращена канонерская лодка КЛ-13, а штабной корабль "Московский комсомолец" отремонтирован, перевооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. Кроме того, в состав флотилии были введены 8 сторожевых катеров (№ 3, 4, 5 , 6, 47, 49, 104, 111), 7 торпедных катеров типа Г-5 (№ 81, 82, 83, 84, 91, 92, 93), 3 катера-тральщика (РТЩ-130, 131 и 132),2 сторожевых корабля (СКР-14 и 5).

С 16 мая 1943 года корабли флотилии начали конвоирование транспортов и буксиров с баржами, доставлявших грузы частям Красной Армии. Основными маршрутами были озерная коммуникация (Вытегра — река Андома — губа Шала) и коммуникация по Онежскому обводному каналу (Вытегра — поселок Кедра).

В этот период корабли и части флотилии вели напряженную боевую деятельность, прикрывая и поддерживая огнем артиллерии и высадкой двух тактических десантов приозерные фланги войск 7-й отдельной и 32-й армий, выполняли задачи ПВО, вели борьбу с силами противника на Онежском озере, обеспечивали коммуникации.

В Свирско-Петрозаводской операции 1944 г. Онежская военная флотилия содействовала сухопутным войскам в форсировании р. Свирь (23 июня), высадила тактические десанты на о. Большой Климецкий (23 июня), в бухту Лахтинская (26 июня), Уйскую губу и в г. Петрозаводск (28 июня). Только 21-28 июня 1944 г. корабли и вспомогательные суда флотилии перевезли свыше 48 тысяч человек, 212 танков, 446 орудий и значительное количество другой техники и различных грузов. При содействии сил флотилии и десантов 28 июня советские войска освободили Петрозаводск.

За мужество и героизм личного состава почетное наименование «Петрозаводских» было присвоено дивизионам канонерских лодок, минных катеров, 1-му дивизиону бронекатеров, 31-му отдельному батальону морской пехоты.

10 июля 1944 г. флотилия расформирована.

 

Командующий:

капитан 1 ранга А.П. Дьяконов  (01.01.1943 - 07.7.1943)

врио капитан 1 ранга Н.В. Антонов (7.7.1943 - 11.8.1943)

контр-адмирал П.С. Абанькин (11.8.1943 - 25.01.1944)

врио капитан 1 ранга Н.В. Антонов (25.01.1944 - 10.7.1944)

 

Военный комиссар, замполит:

ка­питан 2 ранга А.А. Коваль (01.01.1943 - 07.07.1943)

капитан 1 ранга Д.П. Лощаков (07.07.1943 - 10.7.1944)

 

Начальник штаба:

капитан 2 ранга Н.В. Антонов (01.01.1943 - 7.7.1943)

врио капитан 3 ранга А.И. Зыбайло (7.7.1943 - 11.8.1943)

капитан 1 ранга Н.В. Антонов (11.8.1943 - 25.01.1944)

капитан 3 ранга А.И. Зыбайло (25.01.1944 - 10.7.1944)

 

Пинская военная флотилия

 

Сформирована 17 июля 1940 г. из кораблей и частей расформированной Днепровской военной флотилии. Главной базой флотилии был Пинск, тыловой базой — Киев. В состав флотилии входили:

- дивизион мониторов (Смоленск, Винница, Витебск, Бобруйск, Житомир, пб Неман);

- группа канонерских лодок (Трудовой, Белорус),

- дивизион бронекатеров (бка 14 ед, из них 9 ед. - бывшие польские; пб Березина и ПБ-2).

- отряд глиссеров (глиссеров 6 ед., полуглиссеров 5 ед., пб ПБ-7),

- 46-я отдельная авиаэскадрилья (самолетов Р-10 - 10 ед.),

- 6-я отдельная рота морской пехоты,

- 109-й зенитный артиллерийский дивизион (батареи № 874, 875, 876).

- Флотский полуэкипаж;

- учебный отряд кораблей (мн Флягин, мн Левачев, кл Верный, кл Передовой, отряд бка - 6 ед., пб Белоруссия, пб Ударник, пб ПБ-1).

Произведенная мобилизация усилила флотилию кораблями и личным составом. Кроме тральщиков № 07, 08, 09 и 10, из мобилизованных судов сформировали:

- дивизион канонерских лодок (Каганович, Кремль, Стаханов, Смольный);

- дивизион сторожевых кораблей (СКР-1 Водопьянов, СКР-2 Пушкин, СКР-3 Парижская Коммуна, СКР-4 Техник, СКР-5 Большевик, СКР-6 Ворошилов, СКР-1 Карл Маркс, СКР-8 Фридрих Энгельс;

- дивизион сторожевых катеров типа Опыт в составе 10 единиц (С-1 - С-10).

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. флотилия имела 78 орудий береговой артиллерии, 14 самолетов, 12 кораблей, 30 катеров. В ходе войны она пополнилась 18 кораблями и катерами. Пинская военная флотилия действовала на стыке Западного и Юго-Западного фронтов.

К 11 июля 1941 г. основные силы флотилии были сведены в 3 отряда: Березинский, Припятский (на Березине и Припяти в оперативном подчинении Западному фронту) и Днепровский (на Днепре в оперативном подчинении Юго-Западному фронту). Березинский отряд взаимодействовал с 21-й армией, Припятский — с частями 4-й и 5-й армий, Днепровский — с частями 26-й и 38-й армий. В августе 1941 г. были сформированы Киевский и Черниговский отряды. Пинская военная флотилия способствовала длительному удержанию переправ через Днепр и созданию обороны советскими войсками на его левом берегу.

В августе-сентябре 1941 г. Пинская военная флотилия участвовала в обороне Киева. До конца выполнив задачу, моряки взорвали свои корабли и сражались в составе окруженной группировки, где, в основном, все погибли. К своим войскам вышло не более 100 человек.

Расформирована 6 октября 1941 г.

 

 

Враг не пройдет!

 

Командующий:

капитан 1 ранга, с 21.5.1941 - контр-адмирал Д.Д. Рогачев (17.7.1940 – 18.9.1941 - ранен)

 

Военный комиссар:

полковой комиссар Г.В. Татарченко (17.7.1940 — 14.7.1941 - умер)

бригадный комиссар И.И. Кузнецов (15.7.1941 — 28.9.1941 - погиб)

 

Начальник штаба:

капитан 3 ранга, капитан 2 ранга Г.И. Брахтман (23.7.1940 - 20.9.1941)

 

Северная Тихоокеанская военная флотилия

 

Образована 31 июля 1939 года Постановлением Комитета Обороны при СНК на Тихоокеанском флоте для обороны побережья и морских коммуникаций в Татарском проливе и Охотском море. В состав флотилии вошли все военные корабли, ранее базировавшиеся в бухте Де-Кастри, в г. Николаевск-на-Амуре, на северной части острова Сахалин, а именно: минный заградитель, 3-я бригада подводных лодок, 5, 8 и 9-й отдельные дивизионы торпедных катеров, части береговой обороны, ПВО и ВВС. Флотилия базировалась в Советской Гавани (главная база), Де-Кастри и Николаевске-на-Амуре.

В период Великой Отечественной войны обстановка на Дальнем Востоке оставалась крайне неспокойной. Япония неоднократно провоцировала военные инциденты, вражеские самолеты с целью разведки то и дело вторгались в воздушное пространство нашей страны, а японские корабли – в наши территориальные воды, нарушали наше транспортное судоходство на Дальнем Востоке. Японцы часто без видимых причин задерживали в море советские суда, а в ряде случаев топили их. В 1941-1944 годах они задержали 178 судов и потопили 11 транспортов.

В такой сложной обстановке главные задачи флотилии, как и Тихоокеанского флота в целом, состояли в обороне побережья, защите своих путей сообщения на море, в нарушении морских коммуникаций противника (в случае нападения Японии), организации противодесантной обороны наших берегов. В этой связи силами флотилии в первые же дни войны с Германией были выставлены оборонительные минные заграждения на подходах к Советской Гавани.

Эти минные поля в сочетании с береговой и корабельной артиллерией должны были в основном обеспечить защиту советских берегов от десантов возможного противника и проникновения к нашим базам его кораблей. Основными задачами боевой подготовки личного состава флотилии, наряду, с освоением поступавшей на флот новой техники, являлись изучение и внедрение боевого опыта действующих флотов.

8 августа 1945 года моряки флотилии, участвуя в подготовке войны с японскими милитаристами, скрытно выставили минные заграждения в Татарском проливе и Сахалинском заливе. 10 августа флотилия получила приказ командующего флотом о высадке в портах Южного Сахалина десанта для содействия 16-й армии.

К этому времени флотилия располагала сторожевым кораблем «Зарница», минными заградителями «Астрахань», «Океан», 9 подводными лодками, 24 торпедными катерами, 2 дивизионами тральщиков, дивизионом сторожевых катеров. Специальных десантных судов флотилия не имела, а для поддержки огнем высадки можно было использовать только «Зарницу», «Океан», 3 тральщика и морские охотники. Из авиации флотилия также имела на вооружении 15 бомбардировщиков, 12 штурмовиков, 21 разведчик и 44 истребителя.

В ходе советско-японской войны флотилия участвовала в Южно-Сахалинской и Курильской десантных операциях: наносила авиационные удары, высаживала морские десанты в порты Южного Сахалина и на Курильские острова, обеспечивала воинские перевозки.

В январе 1947 года флотилия расформирована, ее части обращены на формирование 7-го ВМФ с базой в Советской Гавани.

 

 

На защите родных берегов

Командующий:

флагман II р., с 4.6.1940 - контр-адмирал М.И. Арапов (02.08.1939 - 13.2.1943)

капитан I р., с 18.4.1943 - контр-адмирал, с 5.11.1944 — вице-адмирал В.А. Андреев (14.02.1943 – ноябрь 1945)

 

Военный комиссар-замполит:

бриг. комиссар, с 24.9.1942 - див. комиссар, с 13.12.1942 - ген.-майор берег. сл. Г.Ф. Быстриков (2.8.1939 - 14.07.1943)

генерал-майор берег. сл. Г.Ф. Зайцев (14.7.1943 - 2.9.1945)

 

Начальник штаба:

капитан I р. В.А. Ципанович (02.08.1939 - июль 1941)

капитан II р. В.Ф. Котов (июль 1941 - август 1943)

капитан I р., с 5.11.1944 - контр-адмирал И.И. Байков (август 1943 – 2.9.1945)

 

Чудская военная флотилия

 

Сформирована 3 июля 1941 г. на основании директивы командующего Морской обороной Ленинграда и Озер­ного района (МОЛ и ОР) на базе дивизиона учебных кораблей Выс­шего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского (Нарова, Исса и Эмбах) для поддержки приозерных флангов со­единений сухопутных войск и защиты озерных коммуникаций на ленинград­ском направлении. Главная база — Гдов, с 18 июля — с. Мустве. В своем составе флотилия имела 3 канонерские лодки, посыльное судно, 7 озерных и речных пароходов, 13 моторных катеров, не­сколько барж и 427 человек личного состава.

Флотилия находилась в оперативном подчинении командира 11-го стрелкового корпуса, командира 8-й армии, ко­мандующего Нарвской оперативной группой.

В июле — августе 1941 года корабли совмест­но с сухопутными частями обороняли Гдовский боевой участок, перевозили войска и беженцев, эвакуировали цен­ное имущество. Немецкое командова­ние вынуждено было выделить часть авиации и отряд вооруженных катеров для борьбы против кораблей флотилии.

В связи с отходом советских войск к Ленинграду 13 августа уцелевшие суда флотилии были затоплены своими эки­пажами. Из личного состава был организован береговой отряд, который с боями пробился в район Нарвы.

Расформирована флотилия 27 августа 1941 года на осно­вании приказа командующего МОЛ и ОР.

 

 

Боевые корбали Чудской флотилии. 1941 год.


Командующий:

капитан 1 ранга Н.Ю. Авраамов (3.7.1941 - 27.08.1941)

 

Военный комиссар:                                                                                                                                                         

полковой комиссар В.П. Моисеев  (3.7.1941 - 27.08.1941)

 

Начальник штаба:

капитан 3 ранга А.М. Козлов (3.7.1941 - 27.08.1941)