Флоты

В свете общей стратегии ведения наступательных действий против Германии и ее союзников флоту отводилась вспомогательная роль по прикрытию и содействию флангов наступающих фронтов. Помимо этого командование флота разрабатывало планы и готовило флот к активным наступательным действиям. Директивами наркома ВМФ от 26 февраля 1941 года были поставлены следующие задачи флотам на западных границах СССР:

Северный флот должен был уничтожить флот противника в случае появления его в Баренцевом и Белых морях; совместно с 14-й армией оборонять побережье полуостровов Средний, Рыбачий и Кольский и не допустить высадки десантов противника; содействовать 14-й армии в захвате Петсамо; не допустить прохода кораблей и судов противника в Белое море, побережье которого следовало оборонять совместно с Архангельским военным округом; вести крейсерские операции подводных лодок на морских коммуникациях противника у западного побережья Норвегии и в Скагераке.

Краснознаменный Балтийский флот должен был не допустить высадку морских десантов противника на побережье Советской Прибалтики, на острова Моонзундского архипелага; совместно с ВВС Красной Армии нанести поражение немецкому флоту при его попытках пройти в Финский залив; не допустить корабли противника в Рижский залив; содействовать сухопутным войскам на побережье Финского залива и на полуострове Ханко, обеспечивая их фланги, а также в случае выступления против СССР Финляндии уничтожить береговую оборону финнов; уничтожить боевые флоты Финляндии и Швеции при их выступлении против СССР; обеспечить в первые же дни войны переброску одной стрелковой дивизии с северного побережья Эстонии на полуостров Ханко, а также быть готовым к высадке десанта на Аландские острова; прервать морские коммуникации противника в Балтийском море и Ботническом заливе.

Черноморский флот получил задачу обеспечить господство на море; активными минными постановками и действиями подводных лодок не допустить прохода флотов враждебной коалиции в Черное море; не допустить подвоза морем войск и боевого снаряжения противником в порты Румынии, Болгарии и Турции; не допустить высадки десантов противника; не допускать действий кораблей противника по советскому побережью; в случае вступления Румынии в войну уничтожить или захватить ее флот и прервать коммуникации, блокировать побережье Румунии, включая устье Дуная; быть готовыми к высадке тактических десантов; содействовать левому флангу Красной Армии при форсировании реки Дунай и при дальнейшем продвижении вдоль побережья Черного моря; обеспечить ПВО Главной базы и Керченского сектора береговой обороны.

Дунайская военная флотилия Черноморского флота должна была не допускать форсирования противником Дуная от устья реки Прут до устья Килийского гирла; не допустить прохода кораблей и судов на участке Рени- устье Килийского гирла; оказать содействие сухопутным войскам в отражнии возможного удара противника с направления Галац на Джурджулешть.

Пинская военная флотилия получила задачу содействовать войскам Красной Армии на реках Западный Буг, Висла и Неман при ведении наступательных операций; огнем кораблей, переправой и перевозкой войск, высадкой тактических десантов, прикрытием флангов войск упирающихся в реку; бороться с речными силами и переправами противника; обеспечить свои водные комуникации.

Тихоокеанский флот - осуществляет прикрытие портов, военных объектов советского Дальнего Востока и своих военно-морских баз от возможной агрессии со стороны империалистической Японии, активными минными постановками и действиями подводных лодок должен не допустить прохода флотов враждебной коалиции в территориальные воды СССР на своем театре.

К 15 апреля 1941 года флоты разрботали оперативные планы и планы прикрытия, которые были утверждены наркомом ВМФ.

Во второй половине июня 1941 года при Балтийском морском пароходстве был создан Отряд особого назначения в составе 19 транспортов, 6 ледоколов, 5 катеров, 5 буксиров и 10 прочих гражданских судов, который был способен за один рейс перевезти 14-15 тысяч человек, 300-350 автомашин и 3 тысячи лошадей, то есть одну дивизию для переброски на Ханко. В этоже время в северо-западной части Черного моря состоялись общефлотские учения Черноморского флота, которые обычно проводились в конце лета или осенью. Для их проведения 10 июня было мобилизовано в состав флота 6 гражданских судов. В ходе учений под видом противодесантных действий войска ОдВО, как ранее войска СКВО и ЗакВО, отрабатывали вопросы высадки десанта. Разработанное накануне войны штабом Черноморского флота "Временное наставление по огневому взаимодействию кораблей ЧФ с сухопутными войсками ОдВО", которое было взято за основу и другими округами, не предусматривало совместных действий при отражении десанта противника. Лишь в ходе войны были разработаны Указания по противодесантным дейсвиям.

Таким образом РККФ готовился вести боевые действия исключительно наступательного характера, следствием чего стала его полная неготовность к оборонительным действиям и большие потери кораблей и судов в начальный период войны.

 

Краснознаменный Балтийский флот

 

Период рождения советского Балтийского флота можно отнести к далекому 1917-му году. Именно тогда 30 апреля создается Центральный комитет Балтийского флота, который находился под сильным влиянием большевиков. В сентябре-октябре Балтийский флот героически сражался с немецким флотом в Моонзундской операции 1917 года, защищая подступы к революционному Петрограду. Балтийцы вместе с рабочими-красногвардейцами Петрограда составили решающую ударную силу Октябрьского вооруженного восстания.

После победы Октябрьской революции балтийцы активно участвовали в Гражданской войне. Они составили боевое ядро советских военно-морских сил на различных морских и речных театрах. До 20 тыс. балтийцев сражалось на сухопутных фронтах. В феврале-мае 1918 года главные силы Балтийского флота   совершили героический Ледовый поход Балтийского флота 1918 из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт, чтобы спасти Балтийский флот от захвата немцами. Балтийский флот (командующий А.П. Зеленой, члены РВС А.В. Баранов, В. И. Зоф, Ф.С. Аверичкин) активно участвовал в обороне Петрограда в 1919-м, потопив 18 и повредив 16 кораблей английских интервентов. В 1920 году Совет труда и обороны принял решение об укреплении Балтийского флота, на флот было возвращено свыше 700 коммунистов - старых моряков.

20 февраля 1928 г. за революционные заслуги и массовый героизм моряков-балтийцев, проявленный ими в годы Гражданской войны и иностранной интервенции, а также за большие достижения воинов флота в укреплении военно-морской мощи страны, Балтийский флот награжден орденом Красного Знамени.

В течение следующих предвоенных пятилеток флот пополнился десятками новейших кораблей, самолётами морской авиации, дальнобойными орудиями береговой обороны. В 30-х гг. он явился базой создания Северного и Тихоокеанского флотов.

11 января 1935 года Морские силы Балтийского моря были переименованы в Краснознаменный Балтийский флот.

Во время советско-финляндской войны 1939-40 годов флот оказывал содействие войскам Ленинградского фронта в наступлении на Карельском перешейке и занял острова Гогланд, Лавенсари, Сескар. К этому времени в строю Краснознаменного Балтийского флота насчитывалось более 160 боевых кораблей, в том числе 2 линкора, крейсер, 2 лидера, 9 эсминцев, минный заградитель, сторожевых кораблей и тральщиков, около 40 подводных лодок, 62 торпедных катера. Они были сведены в эскадру, включавшую отряд легких сил, в бригаду торпедных катеров, три бригады подводных лодок, дивизион канонерских лодок, силы охраны водного района.

Военно-воздушные силы флота имели 469 самолетов. Береговая оборона включала 22 стационарные и 4 железнодорожные артиллерийские батареи, насчитывавшие 93 орудия калибром до 356 миллиметров. Систему базирования флота прикрывали три полка противовоздушной обороны. КБФ был единственным советским флотом, имевшим морскую пехоту

В мае 1941 года командующий вице-адмирал Трибуц принял решение о переводе крейсеров, эсминцев и большей части подводных лодок из Либавы в более оснащенную средствами противовоздушной обороны Ригу, а из Таллина в Кронштадт – линкора «Марат» и минного заградителя «Ока». 21 июня 1941 года он в 20 часов по телефону получил приказ наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова о переводе флота в состояние боевой готовности. На следующий день, 22 июня 1941 года вице-адмирал В.Ф. Трибуц находился на береговом флагманском командном пункте флота, оборудованном неподалеку от Таллина в бетонном каземате батареи, сохранившейся со времен Первой мировой войны. Здесь его встретило сообщение о начале Великой Отечественной войны и о том, что ближайшие к границе базы флота подверглись нападению. В начале шестого часа 22 июня все соединения, подчиненные В.Ф. Трибуцу, получили приказ об отражении нападения противника силой оружия. В тот же день начались постановка мин в устье Финского залива и развертывание кораблей для действий на коммуникациях противника.

С началом Великой Отечественной войны главной задачей Балтийского флота являлось содействие войскам Северо-Западного и Северного фронтов на приморских направлениях. На первом этапе она решалась главным образом самостоятельными действиями сил флота (минно-заградительные действия, борьба на коммуникациях, действия против военно-морских сил противника). Затем основным видом боевой деятельности стали совместные действия сил флота с сухопутными войсками (артиллерийская и авиационная поддержка войск, их перевозка), оборона военно-морских баз и островов, высадка морских десантов.

Продвижение войск противника вглубь территории страны нарушило систему базирования Балтийского флота и резко сократило его возможности. Флоту пришлось действовать на нескольких разобщенных направлениях в условиях господства авиации противника и постоянно наращиваемой минной опасности. Обороняя передовые базы и проводя активные боевые действия на морских сообщениях в Балтийском море, флот был вынужден в то же время обеспечивать чрезвычайно уязвимую, находившуюся под фланговыми ударами противника на всем протяжении коммуникацию Кронштадт — Таллин — Ханко — Моонзундские острова.

Одновременно флот выделил силы и средства для обороны Ленинграда. За счет сил флота были сформированы Чудская, Ладожская, Онежская озерные военные флотилии и Ильменский отряд кораблей. Упорной обороной военно-морских баз Лиепаи, Ханко, Таллина, островов Моонзундского архипелага Балтийский флот на длительное время приковал к себе крупные силы противника, что ослабило его натиск на Ленинград.

В августе 1941 г. с аэродромов острова Эзель (Сааремаа) дальние бомбардировщики ВВС Балтийского флота нанесли первые удары по Берлину. Только в 1941 г. корабли и самолеты Балтийского флота поставили 12 047 мин.

В исключительно сложной обстановке и с большими потерями в конце августа 1941 г. проведена операция по прорыву сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. К месту назначения прибыло 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна. До 1944 г. силы флота базировались в Ленинградской и Кронштадтской военно-морских базах (с января 1943 г — Кронштадтский морской оборонительный район), где вошли в единую систему обороны Ленинграда.

Балтийский флот оказал помощь войскам 8-й армии Ленинградского фронта при создании и удержании ораниенбаумского плацдарма (сентябрь-октябрь 1941 г.), надежно прикрывал морские подступы к Ленинграду. На сухопутные участки обороны направлено около 90 тыс. моряков. Морская авиация в этот период действовала главным образом на сухопутном направлении. Флот обеспечивал перегруппировки войск фронта, высаживал на фланги и в тыл противника тактические десанты.

В битве за Ленинград корабли и береговая артиллерия Балтийского флота выполняли задачи по контрбатарейной борьбе с артиллерией противника и по усилению ПВО Ленинграда. В апреле 1942 г. был сорван замысел противника уничтожить ударами авиации корабли Балтийского флота, стоявшие на скованной льдом Неве. Входившая в состав флота Ладожская военная флотилия обеспечивала транспортные перевозки для блокированного с суши Ленинграда по Ладожскому озеру. В 1942 г. важное значение имели действия подводных лодок флота на коммуникациях противника в Балтийском море, которые умело, хотя и с большими потерями, преодолевали мощные минные и противолодочные заграждения в Финском заливе.

В январе 1943 г. Балтийский флот содействовал войскам Ленинградского и Волховского фронтов в прорыве сухопутной блокады Ленинграда. С 1943 г. на морских коммуникациях противника активно действовала авиация флота.

В январе 1944 г. силы Балтийского флота (2 линкора, 2 крейсера, лидер, 7 эсминцев, 4 канонерские лодки, 316 самолетов, 117 орудий береговой артиллерии) приняли участие в операции по разгрому противника под Ленинградом. В период подготовки Красносельско-Ропшинской операции флот в тяжелых ледовых условиях осуществил перевозку на ораниенбаумский плацдарм войск и военной техники 2-й ударной армии. Это позволило командованию фронта создать сильную группировку войск для удара по противнику. В ходе операции флот участвовал в артиллерийском (200 орудий крупного и среднего калибра) и в авиационном наступлениях в составе минно-торпедных, штурмовых и истребительных авиадивизий и отдельного разведывательного авиаполка.

В Выборгской и Выборгско-Петрозаводской операциях артиллерия флота участвовала в прорыве обороны противника на Карельском перешейке, в артиллерийской поддержке и артиллерийском сопровождении войск. Морские десанты Балтийского флота овладели островами Бьеркского архипелага и Выборгского залива, надводные силы нарушали снабжение и эвакуацию войск противника морем.

В Свирско-Петрозаводской операции Ладожская военная флотилия Балтийского флота содействовала сухопутным войскам в прорыве обороны противника и провела Тулоксинскую десантную операцию. При подготовке Таллинской операции флот обеспечивал перегруппировку войск 2-й ударной армии с нарвского на тартуский участок фронта, высаживал тактические десанты в гавани и порты на побережье и на острова Финского залива.

В Моонзундской десантной операции на острова Моонзундского архипелага высажены 2 стрелковых корпуса 8-й армии и бригада морской пехоты общей численностью более 60 тыс. человек. Для авиационной поддержки привлекалась авиация флота. Действия Балтийского флота на морских сообщениях способствовали успешному разгрому войск противника в Прибалтийской, Восточно-Прусской и Восточно-Померанской стратегических операциях.

За годы войны на Балтийском море противник потерял 280 боевых кораблей и 624 транспорта общим водоизмещением около 1,6 млн. тонн, в том числе 2 линкора, 3 крейсера, 16 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 59 тральщиков и 16 подводных лодок. Флот высадил 1 оперативный, 16 тактических и 7 разведывательных десантов. ВВС флота произвели более 158 тыс. самолето-вылетов.

Свыше 100 тыс. балтийцев были награждены орденами и медалями; 137 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а летчикам А.Е. Мазуренко, В.И. Ракову, Н.Г. Степаняну, Н.В. Челнокову это звание присвоено дважды. За успешное выполнение боевых задач 22 корабля и части Балтийского флота стали гвардейскими, 58 — награждены орденами, 15 соединениям и частям присвоены почетные наименования.

Среди них 1-я бригада траления, 1-я бригада торпедных катеров, бригада подводных лодок, линкор «Октябрьская революция», крейсера «Киров» и «Максим Горький», подводные лодки «Щ-303», «Щ-307», «Щ-309», «Щ-310», «Щ-320», «Щ-323», «К-52», «Л-3», «С-13», Красносельская морская железнодорожная артиллерийская бригада, 1-я истребительная, 8-я минно-торпедная, 9-я штурмовая авиационные дивизии, а также другие соединения и части.

 

адмирал Трибуц на флагманском корабле

 

Командующий:

флагман II р., с 28.01.1940 - флагман I р., с  4.6.1940 - вице-адмирал, с 31.5.1943 — адмирал В.Ф. Трибуц (28.4.1939 - 15.2.1946)

 

Член Военного совета:

дивизионный комиссар С.Д.Морозов (апрель - июнь 1939)

дивизионный комиссар М.Г. Яковенко (июнь 1939 - 18.7.1941 - отстранен)

див. комиссар, с 22.2.1942 - корп. комиссар, с 13.12.1942 — контр-адмирал, с 31.5.1944 — вице-адмирал Н.К. Смирнов (18.7.1941 - 9.05.1945)

бриг. комиссар, с 22.2.1942 - див. комиссар, с 13.12.1942 — ген.-майор берег. сл. А.Д. Вербицкий (28.7.1941 - июль 1945)

 

Начальник штаба:

капитан I р., с 4.06.1940 - контр-адмирал Ю.А. Пантелеев (октябрь 1939 - 29.9.1941)

вице-адмирал Ю.Ф. Ралль (29.9.1941 - 15.2.1943 - отстранен)

ка­питан 1 ранга А.Н. Петров (15.2.1943 - 16.3.1943 - отстранен)

контр-адмирал А.М. Арапов (16.3.1943 - октябрь 1943)

капитан I р., с 22.1.1944 - контр-адмирал А.Н. Петров (октябрь 1943 - апрель 1945)

контр-адмирал А.П. Александров (апрель 1945 - 18.01.1946 - погиб в авиакатастрофе)

 

Северный флот

 

Образован 11 мая 1937 года на основе Северной военной флотилии с главной базой в Полярное. К этому времени были укомплектованы первоочередные батареи береговой и противовоздушной обороны, построены аэродромы, для пополнения флота прибыли новые корабли.

Во время советско-финляндской войны 1939—1940 годов корабли флота блокировали финскую базу Петсамо. К июню 1941 в состав Северного флота входили: 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика и 116 самолётов. Для обороны побережья, баз, портов и выполнения других задач в августе 1940 была сформирована Беломорская военно-морская база.

В ходе Великой Отечественной войны Северный флот оборонял морское побережье, поддерживал сухопутные войска, защищал свои морские сообщения и нарушал морские коммуникации противника. В начале войны соединения Северного флота во взаимодействии с войсками 14-й армии сорвали планы немецкого командования по захвату Мурманска и пунктов базирования флота на Кольском полуострове. Из личного состава флота были сформированы отдельная бригада, несколько полков и батальонов морской пехоты общей численностью около 10 тыс. человек. В боях на сухопутном фронте они показали образцы воинской доблести, отваги и героизма.

В 1942 г. Ставка ВГК возложила на Северный флот оборону полуостровов Средний и Рыбачий, где был создан Северный оборонительный район.

В октябре 1944 года Северный флот, взаимодействуя с Карельским фронтом, участвовал в Петсамо-Киркенесской операции.

Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море, при этом привлекалось большое количество авиации флота. Важной задачей являлась защита внутренних морских сообщений. Всего за время войны Северный флот обеспечил проводку более 1400 транспортов союзников (77 конвоев), а также 471 конвой по внутренним коммуникациям.

Действия по нарушению морских коммуникаций противника Северный флот вел преимущественно силами подводных лодок и авиации. Основная роль при этом, в первые два года войны, принадлежала подводным лодкам, а со второй половины 1943 г.— авиации. Широко практиковались также совместные действия разнородных сил флота. Всего за время войны в результате действий сил флота уничтожено 68 и повреждено 28 боевых кораблей и транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн, 1308 самолетов противника.

За ратные подвиги 48 тыс. моряков награждены орденами и медалями, 85 из них присвоено звание Героя Советского Союза, а Б.Ф. Сафонов, А.О. Шабалин и В.Н. Леонов удостоены этого звания дважды.

труженники Северного флота

 

Командующий:

контр-адми­рал, с 16.9.1941 — вице-адмирал, с 31.3.1944 —

адмирал А.Г. Головко (7.8.1940 - 4.8.1946)

 

Член Военного совета:

дивизионный комиссар, с 13.12.1942 — контр-адмирал, с 31.5.1944 —

вице-адмирал А.А. Николаев (7.8.1940 - июль 1945)

секретарь Мурманского обкома ВКП(б), бригадный комиссар,с 2.3.1944 -

генерал-майор М.И. Старостин (28.6.1941 - 27.09.1944)

 

Начальник штаба:

контр-адмирал С.Г. Кучеров (7.8.1940 - 7.3.1943)

контр-адмирал М.И. Федоров (07.3.1943 - 27.5.1944)

контр-­адмирал, с 5.11.1944 — вице-адмирал В.И. Платонов (27.5.1944 - май 1946)

 

Тихоокеанский флот

 

Днем создания советского Тихоокеанского флота считается 21 апреля 1932 года, хотя название «Тихоокеанский флот» появилось только в 1935 году, после того, как 11 января 1935 года Морские Силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот. Его первым командующим стал флагман флота 1 ранга Михаил Викторов, который руководил морскими силами тихоокеанского бассейна до августа 1937-го.

Создание Тихоокеанского флота было сопряжено с большими трудностями, первые части формировались из малых кораблей -  остатков Владивостокского отряда и доставленных по железной дороге. В 1934 году вступил в строй дивизион торпедных катеров. Тогда же прибыли 8 подводных лодок. В 1934 году Тихоокеанский флот получил 26 малых подводных лодок, создавалась морская авиация, береговая оборона. С запада были подведены эскадренные миноносцы типа «Новик» и другие. В Комсомольске-на-Амуре возникла мощная судостроительная база, способная создавать легкие крейсеры, эскадренные миноносцы, подводные лодки.

С других флотов переводились на ТОФ опытные кадры военных моряков. Вскоре, в ноябре 1937 года, было открыто Тихоокеанское военно-морское училище, носящее имя вице-адмирала С.О. Макарова. Таким образом, Тихоокеанский флот постепенно превращался в надежный оплот Советского Союза по охране и обороне его государственных интересов на Дальнем Востоке.

В 30-е годы силы флота принимали участие в локальных конфликтах - авиация флота вела воздушные бои с японскими самолетами во время боев у озера Хасан и на реке Халхин-Гол.

К нача­лу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ТОФ в своем составе имел 2 бригады надводных кораблей, 3 бригады подвод­ных лодок, бригаду торпедных катеров, 11 отдельных дивизионов кораблей и катеров, соединения и части бомбарди­ровочной, истребительной и других ро­дов морской авиации, силы и средства береговой обороны, службы связи, тыла, другие части. Всего 750 самолетов, 38 надводных кораблей, 85 подводных лодок, 152 катера, 1401 орудие берего­вой артиллерии.

В годы войны Тихоокеанский флот находился в постоянной боевой готовности к отражению возможной агрессии Япо­нии. Часть кораблей и авиации флота была переведена на Северный и Чер­номорский флоты. Более 147 тыс. мо­ряков-тихоокеанцев в составе морских стрелковых бригад участвовали в обо­роне Москвы, Ленинграда, Сталингра­да, в битве за Кавказ, в защите Севасто­поля, Заполярья и других боевых дей­ствиях.

К началу Советско-японской войны (август 1945 г.) в составе Тихоокеанского флота находились: 2 крейсера, лидер, 12 эс­минцев и миноносцев, 78 подводных лодок, 17 сторожевых кораблей, 10 мин­ных заградителей, 70 тральщиков, 52 ка­тера-охотника за подводными лодками, 150 торпедных катеров и более 1500 са­молетов. Во время Маньчжурской операции (9 августа — 2 сентября) авиация флота наносила удары по военно-морским ба­зам, аэродромам и другим военным объектам противника в Северной Ко­рее.

Также флот осуществил постановку минных заграждений на под­ходах к Владивостоку, Петропавловску-Камчатскому, Находке, бухтам Владими­ра и Ольги, в Татарском проливе и Саха­линском заливе (выставлено около 2000 мин), нарушал морские перевозки про­тивника, наносил удары по его военным объектам и транспортам в базах и пор­тах Северной Кореи, содействовал войскам 1-го Дальневосточного фронта.

Корабли флота высадили 8 оператив­ных и 5 тактических морских десантов. Высаженные в августе десанты заняли порты: 12 августа — Юкки (Унги), Расин (Наджин), Одецин; военно-морские базы: 16 августа Сейсин (Чхонджин), 21 августа — Гензан (Вонсан). Это способ­ствовало быстрому продвижению войск фронта на приморском направлении и лишало противника возможности эваку­ировать войска морем.

Силы Тихоокеанского флота во взаи­модействии с войсками 16-й армии и Камчатского оборонительного района 2-го Дальневосточного фронта участво­вали в Южно-Сахалинской операции (11-25 августа) и Курильской (18 авгус­та - 1 сентября) десантной операции. Авиация флота высаживала воздуш­ные десанты в Порт-Артуре и Дальнем, совместно с кораблями обеспечивала защиту морских сообщений.

За героизм и мужество, проявленные в советско-японской войне 1945 года, 52 моряка Тихоокеанского флота были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 18 частям и кораблям флота было присвоено звание гвардейских, 15 - награждены орденом Красного Знамени.

17 января 1947 года Тихоокеанский флот был разделен на 5-й и 7-й флоты.

 

руководство Тихоокеанского флота: адмирал Юмашев, генерал-лейтенант Захаров, вице-адмирал Фролов

Командующий:

флагман 2р., с 3.4.1939 - флагман 1 р., с 4.6.1940 - вице-адмирал, с 31.5.1943— адмирал флота И.С. Юмашев (22.03.1939 – 17.01.1947)

 

Член Военного совета:

корпусной комиссар, с 13.12.1942 — ген.-майор бер/с, с 31.05.1944 —

ген.-лейтенант бер/с С.Е. Захаров (28.03.1939 - 17.01.1947)

 

Начальник штаба:

капитан 1 р., с 4.6.1940 - контр-адмирал В.Л. Богденко (11.01.1935 - февраль 1943)

врио капитан 2 ранга Н.И. Цирульников (февраль - июль 1943)

контр-адмирал, с 22.01.1944 — вице-адмирал В.А. Алафузов (июль 1943 - июнь 1944)

контр-адмирал, с 25.9.1944— вице-адмирал А.С. Фролов (июнь 1944 – 17.01.1947)

 

Черноморский флот

 

Образован 11 января 1935 года путем переименования из Морских сил Черного моря. Главная база – Севастополь. К 1937 году флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система ПВО ЧФ.

К началу Великой Отечественной войны Черноморский флот в своем составе имел: 1 линкор, 6 крейсеров, 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 2 бригады торпедных катеров, дивизионы тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров; авиация Черноморского флота насчитывала 625 самолётов, в том числе 346 истребителей и 150 разведчиков. До 20 ноября 1941 года в составе флота находилась Дунайская военная флотилия.

С началом войны Черноморский флот огнем корабельной и береговой артиллерии поддерживал соединения и объединения сухопутных войск в оборонительных боях и сражениях на приморских направлениях, силами авиации наносил удары по важным военно-морским базам, портам и нефтепромыслам Румынии. Его соединения и части участвовали в высадке морских десантов, обороне военно-морских баз, срывали морские перевозки противника. В июле 1941 года в состав флота вошла вновь созданная Азовская военная флотилия.

В августе-октябре 1941 г. Черноморский флот активно участвовал в обороне Одессы, а затем Севастополя. Важное значение имела проведенная при участии сил флота Керченско-Феодосийская десантная операция (1941-1942). В период битвы за Кавказ личный состав кораблей, частей и соединений Черноморского флота показал высокое мужество, отвагу и мастерство в боях при обороне Новороссийска, высадке морских десантов в районах Южной Озерейки и Станички, героической 7-месячной обороне Малой земли, в Новороссийско-Таманской и Керченско-Эльтигенской десантной операциях.

За годы войны флот высадил 4 оперативных, 8 тактических морских десантов. Его силы вели боевые действия по поддержке войск армий и фронтов, наступавших на приморских направлениях, по нарушению морских коммуникаций противника и обеспечению воинских и народно-хозяйственных перевозок.

В 1944 г. соединения и части Черноморского флота активно участвовали в Одесской, Крымской, Ясско-Кишиневской операциях. Азовская военная флотилия поддерживала сухопутные войска при освобождении городов Таганрог, Мариуполь, Осипенко (Бердянск) и выполняла ряд других важных задач. Вновь созданная в апреле 1944 г. на ее основе Дунайская военная флотилия прошла с боями от устья Дуная до Вены.

За годы Великой Отечественной войны Черноморский флот потопил и повредил 508 кораблей и судов противника, уничтожил большое количество его опорных пунктов, живой силы и военной техники, обеспечил перевозку морем около 2 млн. человек, свыше 8 млн. тонн воинских и народно-хозяйственных грузов. Только в июне 1942 г. корабли и подводные лодки флота под огнем противника совершили 121 рейс в осажденный Севастополь, перевезли десятки тысяч человек пополнения личного состава, раненых, тысячи тонн боеприпасов и продовольствия.

За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям Черноморского флота присвоено звание гвардейских (среди них – крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренный миноносец «Сообразительный», тральщик «Защитник», подводные лодки «М-35», «М-62», «С-33», «Щ-205», «Щ-215», 2-я минно-торпедная авиадивизия).

59 награждены орденами (среди них – Севастопольская бригада подводных лодок, Севастопольская бригада торпедных катеров, линейный корабль «Севастополь», крейсер «Ворошилов», эскадренные миноносцы «Беспощадный», «Бойкий», «Железняков», «Незаможник», подводные лодки «Л-4», «М-111», «М-117», «С-ЗЬ, «Щ-201», «Щ-209», 11-я штурмовая авиадивизия, Таманская морская стрелковая бригада).

44 частям и соединениям присвоены почётные наименования; тысячи черноморцев награждены орденами и медалями, свыше 200 удостоены звания Героя Советского Союза.

 

вице-адмирал Октябрьский в Севастополе

 

Командующий:

флагман 2 р., с 3.4.1939 - флагман 1 р., с 4.6.1940 - контр-адмирал, с 21.05.1941 - вице-адмирал Ф.С. Октябрьский (25.3.1939 - 23.04.1943)

вице-адмирал Л.А. Владимирский (24.04.1943 - 10.3.1944)

врио вице-адмирал Н.Е. Басистый (10 - 28.3.1944)

вице-адмирал, с 10.04.1944 - адмирал Ф.С. Октябрьский (28.3.1944 – 18.11.1948)

 

Член Военного совета:

бриг. комиссар, с 8.8.1940 - див. комиссар, с 13.12.1942 — контр-адмирал Н.М. Кулаков (1.5.1940 - 01.01.1944)

врио генерал-лейтенант И.В. Рогов (01.01.1944 - февраль 1944)

контр-адмирал, с 25.09.1944 — вице-адмирал И.И. Азаров (февраль 1944 – май 1947)

 

Начальник штаба:

капитан 1 р., с 21.5.1941 - контр-адмирал И.Д. Елисеев (апрель 1941 - 30.01.1944)

контр-адмирал И.Ф. Голубев-Монаткин (05.2.1944 - 12.12.1944)

вице-адмирал Н.Е. Басистый (12.12.1944 – 18.11.1948)